ЧЕЛОВЕК НА ПУТИ К «КОСМИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ»

Кто из нас ясной погожей ночью не любовался небесным сводом! Размахнувшимся от края и до края, таинственным, пульсирующим из неведомой дали холодным «космическим» светом. Любование сводом небес не знает пресыщения, оно беспредельно. Но вслед за смешанными чувствами восторга перед неземной красотой и мощью этой бездны кто из землян хоть однажды не задумался: а что он сам есть в безбрежной Вселенной? Где границы его возможностей и пределы его по­знаний? Вопросы, вечные вопросы, будоражившие сознание и великих умов, и незаметных обывателей с самого «ясельно­го» возраста человечества…

ххх

Две с половиной тысячи лет назад сразу в нескольких точках Земли, в местах рождения древних цивилизаций про­изошли события, которые в ХХ веке В.И.Вернадский назовет «взрывом творчества», а немецкий философ К.Ясперс охарак­теризует как время, «осевое» для всего человечества. Осе­вое, потому что произошло открытие человеком собственного разума и личности, открытие своей неразрывной связи с Космосом. При этом каждый из очагов человеческой цивили­зации выработал своеобразные по форме и рассмотрению под­ходы к взаимосвязи человека и Космоса.

Древняя Индия… Для всех философских систем, заро­дившихся здесь, характерны понятия «кармы», «реинкарна­ции». Вселенная, считали древнеиндийские мудрецы, есть материализация истинного реальною Единого, а человеческая душа – часть этого Вечного и Совершенного. Цель и задача человека – поддерживать равновесие между земным и не­зримыми мирами, стремясь для этого к внутреннему совер­шенству в этой жизни.

В философии Древнего Китая человек рассматривался в природно-социальном измерении. В отличие от индийской, китайская философская мысль не верила в реинкарнацию, считая, что смерть – это плохо. И потусторонних вещей следует держаться подальше, хотя при этом умерших почи­тать необходимо.

Китайские философы уделяли большое внимание социаль­ным и этическим проблемам. Именно здесь были обоснованы схожие с индийской философией идеи о единстве законов природы и человека и принцип непротивления естественному ходу событий.

Философия Древней Греции в досократовский период трактовала взаимосвязь человека и природного окружения космоцентрически. Космос понимался как живое существо, состоящее из некоей телесной невидимой субстанции. У до­сократиков Космос, общество и человек подчинены одним и тем же законам, которые считались умопостигаемыми.

Но вот сделан следующий шаг – последователем Сократа Платоном. Его взгляды представляют собой синтез космоло­гических учений древнего мира, причем не только греческо­го, но и восточного. По Платону, Бог-Демиург по идеально­му, совершенному образцу создает прекрасную соразмерную и живую Вселенную, наделенную космической душой. Человека же творят дети Демиурга – боги второго порядка, чтобы он не был равен создателю мира, но творят все же по подобию Вселенной. После этого и Космос, и человек пускаются в самостоятельное движение; и жизнь, и характер смерти те­перь зависят только от них самих.

Изучая природу Вселенной, человек получает от богов величайший дар – философию. И если он отдается учению с любовью, стремится к истинно разумному, то, прикоснувшись к истине, обретает бессмертие в такой полноте, «в какой его может вместить человеческая природа», то есть так, как предложено Богом. А Вселенная подает человеку пример, как надо упражнять и заботиться о своем теле, избегая праздности и добиваясь равновесия между внутренними и внешними движениями.

Хотя между временем Платона, жившем, как известно, в IV-V веках до нашей эры, и нашей космической эпохой про­шло без малого две с половиной тысячи лет, признаемся, бывает нелегко без специальной подготовки проследить за ходом мысли древних. Наше обыденное, отягченное повсе­дневными, «бренными» заботами сознание, не настроенное на «мозговой штурм», часто не позволяет «переварить» то, над чем они «ломали» – и весьма успешно – голову. Занимавшие их сюжеты, разумеется, не освоишь походя, образно говоря, за чашкой вечернего чая с программой телено­востей.

Но вот что легко уловить даже самому неискушенному в философии человеку, так это созвучие идей, выдвинутых Платоном, с теми, которые встали на повестку дня перед человечеством в наше время. Бывшее некогда разобщенным, оно – человечество – постепенно складывается в единое це­лое, вышло в космическое пространство и начало его прак­тическое освоение.

И вновь, как и во времена Платона, но уже на базе огромного, накопленного наукой за минувшие тысячелетия материала и с учетом изменившейся социально-исторической ситуации встает на повестку дня переосмысление все той
же извечной философской проблемы взаимоотношения челове­ка с окружающим миром – проблемы взаимосвязи человека и Космоса.

Подобные преемственность и традиция не случайны,
они – проявление внутренней пульсации философской мысли, образно говоря, чтение опыта сознания. Выдающий россий­ский мыслитель В.И.Вернадский, подтверждая наблюдение, что мысль, раз высказанная, продолжает жить в размышле­ниях последователей, писал в 1886 г.: «Когда работаешь над каким-нибудь научным вопросом, в уме мелькают облики лиц, раньше над этим думавших, чувствуешь, точно какая-то неведомая, невидимая цепь сильно связывает тебя с философом-греком, средневековым монахом, арабским врачом или с одним из великих ученых последних трех столетий. Над тем же вопросом они работали, думали, на каждом шагу видишь следы их работы, их мысли и только дальше продолжаешь их, и твоя мысль сливается с их мыслью и все вместе является общей непрерывной работой…»

Идеи великого грека Платона своеобразно преломились и были развиты в оригинальном философском направлении, воз­никшем в конце XIX – начале нынешнего века и получившем наименование русского космизма. Его крупнейшими предста­вителями были как раз названный выше В.И.Вернадский, а также К.Э.Циолковский и Н.Ф.Федоров.

В подходах русских космистов немало наследуется у Платона. Во-первых, постулат о генетическом единстве Космоса и человека; во-вторых, веру в возможность познания Космоса; в-третьих, идею о необходимости гармонического сосуществования Кос­моса и человека; в-четвертых, веру в то, что созданное Богом – не игра, а для чего-то нужно; в-пятых, убеждение, что только от человека зависит, сможет ли он познать тот прообраз, в соответствии с которым он и Космос созданы; в-шестых, убежденность, что познание Космоса как первой копии с совершенного образца есть уже шаг к познанию су­щего.

Русские космисты сумели основательно заглянуть в бу­дущее. Они предвосхитили наблюдаемый нынешними поколения­ми процесс резкого изменения масштабов созидательно­предметной деятельности человечества, глобализацию соци­альных процессов, выступающих как необходимое условие дальнейшей эволюции человека.

Новый этап такой эволюции, по их мысли, предполагает активность человеческого сообщества. Само дальнейшее раз­витие Космоса и человека зависит от творческой активности людей, от их способности объединиться, преодолеть вражду и войны, влиять на ход природных и исторических процессов.

Остановимся более подробно на воззрениях В.И.Вернад­ского, мыслителя, в первую очередь представляющего русский космизм. Обобщение данных философии и науки позволили ему нарисовать современную научную картину мира и ввести в структурную классификацию Космоса жизнь. Одним из важнейших аргументов в пользу всеобщей космичности жизни было для него явление диссимметрии в живых организмах (принцип Кюри-Пастера).

Дело в том, что во всех главных соединениях, выраба­тываемых организмами и связанных с организмами, отсутст­вуют центр и плоскости симметрии. Диссимметричны, напри­мер, белки, жиры, углеводы. При этом подобная молекуляр­ная диссимметрия не наблюдается в космической среде, окружающей организмы (читай: в косной материи, косном ве­ществе). Такое различие между живой и косной материей, по Вернадскому, есть ничто иное, как влияние диссимметричных космических сил на живую материю.

Любопытно рассматривал Вернадский проблему происхож­дения жизни на земле. Он полагал, что биологическая жизнь рассеяна во Вселенной, а на землю споры живых существ были занесены извне, что являлось для него еще одним до­казательством всеобщей космичности жизни. Вернадский опирался при этом на факт рассеяния живых спор термофильных бактерий на Северном полюсе. Эти бактерии по гипотезе шведского ученого С.Аррениуса по своему жизненному циклу и оптимальным характеристикам жизни являются жителями Венеры.

Как известно, этот оптимизм существования биологиче­ской жизни на других планетах до настоящего времени не подтвержден наукой. Однако нет доказательств и обратного. Наоборот, в результате осуществления проекта «Викинг» (1976-1977 гг.) на Землю были доставлены образцы марсиан­ского грунта, в которых в адсорбированном виде находился широкий спектр различных соединений углерода, азота, водорода и других элементов. Выдвинута гипотеза, что «возможно, временным марсианским грунтом, который, возможно, представляет собой модель грунта предбиологи­ческой Земли».

В распоряжении науки есть и такой факт. В 1984 г. во льдах Антарктики был обнаружен метеорит «Аллен Хиллз»-84001, посланец Марса. Его изучение позволило обнаружить пять признаков того, что на красной планете, возможно, существовала жизнь. Найдены микроскопические одноклеточные организмы, напоминающие земные бактерии. В структуре метеорита обнаружены молеку­лы полициклических углеводородов, предположительно обра­зованных в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Поскольку метеорит находится на Земле 13 тысяч лет, а возраст микроорганизмов, оставивших след на метеорите, определяется в 15 миллионов лет, то некоторые ученые ви­дят в этих фактах подтверждение теории панспермии, то есть занесения спор живых существ на Землю.

Проблема взаимосвязи Космоса и человека Вернадским решается в пользу их духовно-материального органического единства. С появлением на планете человека начинается но­вый этап в развитии биосферы, и последняя переходит в ноосферу – совокупность разума, культуры, созданной чело­веком. В конце концов, предполагал Вернадский, человече­ство выйдет в Космос. Как видим, вторая половина XX века блестяще подтвердила предвидение ученого.

Сегодня мы являемся свидетелями ренессанса «космиче­ской философии». Человечество, перед которым в полный рост встала необходимость поиска путей решения глобальных проблем (социальных, экологических, военной безопасности и т.п.), вплотную подошло к освоению космического миро­воззрения и мироощущения. Оно ищет те принципы восприятия мира, которые помогут ему выжить в сложном и противоречи­вом бытии. На смену плывущей по бескрайнему океану Все­ленной Земле-галере, которую мало того, что никто не может покинуть посреди безбрежных вод, но и где каждый, словно каторжник, прикован к веслу цепями корысти и эгоизма, зависти и злобы, должна прийти Земля-ладья сво­бодной рыбацкой артели. Ее тоже нельзя покинуть, но члены команды свободны, чисты помыслами и сильны духом, объеди­нены общей высокой и разумной целью.

Иначе говоря, наступил именно тот этап развития циви­лизации, когда идеи гармонии и единства должны войти до­минантами в сознание каждого человека и сформировать тот образ мышления, который можно назвать «космическим созна­нием».

Выработка нового мировоззрения не была простой. Она потребовала отказа от многих догматов и определенных ак­сиоматических допущений. Вот некоторые из них:

  • понимание Вселенной как разумного живого начала, опирающегося на идею Высшего Разума (причем Высший Разум может отождествляться с Богом, миром идеальных сущностей и др.);
  • введение в картину мироздания такого представле­ния, как душа и ее бессмертие;
  • идея гармонии макро- и микрокосмов, взаимосмыс­лового их влияния друг на друга, гармонии в отношениях между человеком и природой;
  • приоритет общечеловеческих начал нравственности над иными;
  • признание уникальности личности и ее безграничных возможностей (антропофеноменология);
  • создание метафилософии (ноокосмологии), синтези­рующей учения о ноосфере, космологии, философии и опытной науки и служащей фундаментом космического мировоззрения;
  • признание космической информационной Среды (по­ля);
  • взаимодополнительность научного и вненаучного форм знания в создании единой картины мира.

Разработка основ «космического сознания» стала объек­том исследования многих наук, в том числе тех двух, на­звание которых, весьма вероятно, большинство читателей слышит впервые – ноокосмология и антропофеноменология. Это легко объяснимо, ведь эти научные дисциплины только становятся на ноги: отрабатывается категориально-понятий­ный аппарат, формулируются открытые ими законы и закономерности…

Но я как человек, имеющий к их становлению прямое и непосредственное отношение, убежден, что за первыми шага­ми последуют новые, я верю в будущее этих наук. И потому полагаю, что читателям будет полезно узнать о них хотя бы в самом общем виде.

Итак, ноокосмология есть новая комплексная наука, синтезирующая достижения многих общественных и естествен­ных дисциплин. Она исследует широкую совокупность фунда­ментальных закономерностей взаимодействия людей и окружа­ющей космопланетарной среды, целевого освоения регионов Земли в ходе современного этапа преобразования биосферы, изучения процессов сохранения и развития здоровья народо­населения, участвующего в таком освоении. Очевидно, что такие задачи сопряжены с проблемами развития социально-трудового потенциала и активизацией человеческого фак­тора.

В последние годы начинает складываться также новое научное направление – антропофеноменология, объединяющее ряд научных дисциплин, посвященных проблемам раскрытия психических и физиологических ресурсов человека, развитию его способностей и доведению их до высочайшего уровня, исследованию духовной составляющей человечества в каче­стве определяющей в эволюции нашей цивилизации.

Попытка очертить грани нового мировоззрения выражает общую тенденцию, связанную с космическим мироощущением современного человечества, с гармонией. Причем стремление к гармонии рассматривается здесь как вселенское начало.

Следует помнить, что именно русский космизм в первую очередь придал этому новому мировоззрению важный этиче­ский аспект, связав безграничность познания с нравствен­ными запретами разрушения природного и духовного мира. И именно этим определяется неоценимость вклада, внесенного нашими выдающимися соотечественниками в мировую научно-философскую и практическую культуру, с которой связаны перспективы планетарного выживания.

 

А.Ю.Савин,

Доктор технических наук, доктор философских наук, почетный доктор Европейского университета, Почетный ученый Европы, Академик

 Международной академии наук, Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук

Контакты

Связаться с нами